Белокаменная Графская пристань – визитная карточка Севастополя
Содержание
Красивые бухты города-порта украшены элегантными причалами. Графская пристань является самой знаменитой пристанью, которая расположена на берегу южного участка городской бухты. История достопримечательности тесно переплетается с историей города от его появления и до современности. С этого места открывается красивейший вид на другие бухты, живущие своей отдельной жизнью. Отсюда гости и горожане любуются кораблями, встречают моряков, которые возвратились из длительного рейса. Здесь собираются выпускники, для того чтобы встретить рассвет.
Обязательно совершите короткое морское турне по бухтам города. В этом путешествии Севастополь покажет вам свой истинный облик. Вы увидите замершие в бухте военные корабли, пропитаетесь морским духом и заберете с собой яркие воспоминания.
История строительства
Простое деревянное сооружение возникло в 1983 году, в тоже время, когда строились городские и портовые здания. В 1787 году, к визиту в Севастополь венценосной Екатерины II, пристань переименовали в честь королевской особы. Переназвали в Екатерининскую и самую старую улицу, носившую раньше название Балаклавской дороги. Новое название не прижилось. Горожане, матросы использовали словосочетание «Графская пристань». Здесь часто пришвартовывалась лодка графа М.И. Войновича, командовавшего в то время местной эскадрой.
Через несколько десятков лет деревянные ступени пристани пришлось заменить каменными и провести реконструкцию.
Благоустройством строения занялся главный командир флота, губернатор М. П. Лазарев. Разработанный английским инженером Д. Уптоном проект предоставили на согласование Николаю I. Предлагалось возвести площадку и колоннаду из камня, которые бы оградили лестницу и украсили пирс. Императору не понравилась лучшая часть комплекса – колоннадная галерея. Для начала с обеих сторон лестницы выстроили павильоны.
Лазарев упорно пытался осуществить задуманное. Для этого он несколько раз обращался к правителю и даже использовал довод, будто какой-то уважаемый горожанин, в нетрезвом состоянии, скатился с лестницы и упал в воду. В конечном итоге, в 1844 году, император дал разрешение и недостающий объект достроили.
При Лазареве сооружение украсилось:
- Ступенями из камня;
- Элегантными колоннами;
- Львами из мрамора, которых изваял итальянский мастер Ф. Пелличио.
Изначально в нишах было установлено четыре статуи, но вовремя Крымской войны пара, обращенная к городу, пропала. Осталось только две статуи, которые смотрят в сторону моря. Их можно увидеть и сейчас.
Графская пристань приобрела свой окончательный вид в 1846 году.
Как и хотел адмирал, пристань по праву считается главным торжественным причалом города «в тельняшке». Широкие, парадные ступени, оформленные в несколько маршей, поднимаются от моря к белокаменной галерее с колонами. Края ступеней ограждены подпорными стенками. Изящные дорические колоны, 12 на две стороны, служат опорой строгому классически оформленному фризу с карнизом. Эти элементы образуют парадный вход, так называемые пропилеи. На высоком парапете указана дата окончания строительства.
Характеристика колоннады:
- Высота – 6,5 метров;
- Ширина – 2,8 метра;
- Длина – 18,2 метра.
Графская пристань стала своего рода символом города Севастополь. Ее изображения часто встречаются на открытках, фотоснимках, картинах.
Знаменательные даты в судьбе пристани
С архитектурным памятником прошлого столетия связано много судьбоносных событий:
- С этого места в 1954 году обеспечивалась поставка боеприпасов, оружия, продуктов питания некоторых оборонительных точек. Здесь же соорудили пункт связи, через который передавались послания на Северную сторону;
- В 1855 году пристань почти разрушил мощный взрыв от вражеского снаряда, попавшего в баржу с порохом.
Через некоторое время ее восстановили, она приобрела практически такой же вид, как и до войны. На мемориальных таблицах выгравированы надписи, читая их можно узнать историю города Севастополь и его флота. Они напомнят о торжественных и памятных датах:
- О героической гибели в 1941 году крейсера «Червона Украина»;
- О прибытии в Севастополь в 1853 году адмирала Нахимова и его торжественной встрече.
Архитектура сооружения
В самом начале своего существования пристань состояла из четырех пологих маршей из гранита, которые по желанию инициатора строительства адмирала Лазарева были удлинены. Благодаря этому на северной части террасы удалось разместить караульный домик и въезд для карет.
Спустя три года возвели еще один караульный домик в стиле русского классицизма. Его дополнили фронтальными нишами, в которых установили статуи из мрамора, и колонами, расставленными по углам.
Своеобразными сторожами сооружения стали мраморные львы работы талантливого скульптора Ф. Пелличио. Изваяния специально для причала привезли из солнечной Италии.
Главный городской причал отделяется от центральной площади Нахимова канелюрованными колонами.
Современная Графская пристань сейчас, как и в былые времена, является парадными морскими воротами города, его символом. К тому же она выполняет функцию пристани военного порта. Ежегодно в Севастополь приезжают тысячи туристов, чтобы увидеть собственными глазами прекрасный вид, который открывается отсюда на Севастопольскую бухту. В вечернее время можно насладиться музыкой, которую исполняет оркестр, расположившийся на одной из террас.